Сайт вокального отделения Липецкого областного колледжа искусств им. К. Н. Игумнова

Некоторые аспекты фонетического метода воспитания голоса

Выработке профессионального певческого голоса способствует механизм, который связывает работу голосового затвора с работой артикуляционного аппарата, — это механизм импеданса. Разные гласные звуки речи создают голосовым складкам неодинаковое противодавление сверху в силу разных объёмов полостей и сужений в ротоглоточном канале. Следует иметь в виду, что из-за неодинаковости анатомического строения органов, образующих надставную трубку, разные индивидуумы обладают разным импедансом, как общим свойством надставной трубки.

 

По степени нарастания импеданса гласные можно расположить примерно в порядке: а-о-е-у-и. Меньший импеданс соответствует наибольшей громкости и наоборот. Импеданс, если он не чрезмерен, облегчает работу голосовых складок в их борьбе с подскладочным давлением, которое напрямую связано с работой диафрагмы. Юссон справедливо называет импеданс «защитным» механизмом гортани, позволяющим голосовой щели производить свою работу без чрезмерного напряжения.

Наиболее распространённым и эффективным способом воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата в вокальной педагогике считается фонетический метод воспитания голоса. Известно, что каждая фонема, слог или слово целостно организуют работу всего голосового аппарата в определённом направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада создают новые акустические и аэродинамические условия для работы голосовых складок, что непременно сказывается на тембре голоса.

 

О фонетическом методе воспитания голоса

Звуки речи воздействуют на голосообразование, на работу голосовой щели посредством различных механизмов.

Разногромкость звуков через слух заставляет голосовую щель работать с большей или меньшей интенсивностью: а-о-е-у-и.

Звуки, сопровождающиеся яркими резонаторными явлениями в так называемом верхнем и нижнем певческих резонаторах, через нервные пути активизируют работу голосовых мышц.

 

Согласные действуют на начало последующего гласного, т. е. на характер смыкания складок, через движение воздушной струи и подскладочное давление, уподобляясь в своём влиянии разным типам атаки.

 

Звонкие согласные и гласные воздействуют на работу голосовых складок через механизм импеданса — разные звуки образуют разное сопротивление голосовой щели. Все звонкие согласные — это звуки сравнительно малой громкости и высокого импеданса, так как, наряду с работой гортани, артикуляционный аппарат всегда создаёт препятствия для прохождения звука. Кроме того, произнесение согласных сопровождается более сильно поднятым воздушным давлением, рассчитанным на образование нужного шума (шумовой генератор). Поэтому энергичное произношение звонких согласных активизирует работу голосового затвора.

Таким образом, различные звуки речи и их сочетания позволяют активизировать работу голосового аппарата в желаемом направлении.

 

Пение, как известно, осуществляется на гласных звуках, и поэтому гласные являются объектом основного внимания педагога при обучении пению. Цель педагога одна: выработать на наиболее точно звучащем гласном лучшие певческие качества и затем перенести их на другие гласные звуки. Эта задача — сделать гласные ровными — стоит перед каждым педагогом.

Каждый гласный имеет свои особенности воздействия на голосовой аппарат.

 

Гласный и считается наиболее высоким по позиции, хорошо собирающим, хорошо направляющим звук в верхний резонатор, наиболее близким, светлым, наиболее узким по ощущению. Все эти качества гласного и имеют научное объяснение.

Гласный и — наиболее узкий по ощущению, наиболее интенсивный по образованию. Это объясняется наименьшей его природной громкостью и необходимостью относительно больших усилий для его слышимости. Несмотря на то, что и имеет наибольший импеданс. т. е. снимает часть нагрузки с голосовых складок, всё же голосовой затвор здесь работает очень активно, и эти усилия создают субъективное ощущение узости звука. Поэтому гласный и показан в тех случаях, когда гортанный затвор расслаблен, смыкание складок недостаточно плотное и звук носит «рассыпанный» несобранный, недостаточно блестящий характер. Он активизирует смыкание голосовых складок.

Качество близости гласного и обязано своим существованием одной из формант, близкой к высокой певческой форманте. Поэтому он воспринимается нами как звонкий, светлый, собранный. Именно эти свойства несёт с собой усиленная область высоких частот и легко вызывает ощущение головного резонирования.

 

Вместе с тем, речевая форманта гласного и, совпадающая по частоте с ВПФ, образуется в передней части ротовой полости, и когда язык изменяет своё положение, переходя к другому гласному, ВПФ перестаёт образовываться. При этом голос потеряет свою близость и яркость, если не вступит в строй другой механизм возникновения ВПФ — гортань. Поскольку качество близости звонкого гласного и — наличие ВПФ — родится в передней части рта, у всех же других певческих гласных — в надскладочной полости гортани и зависит от организации работы всего гортанного затвора, в котором значительная роль принадлежит голосовым складкам.

 

Звук е обладает теми же свойствами: светлый, близкий, узкий. По ощущению он менее узок, чем и, но более узок, чем а, о или у. При его произнесении язык располагается в ротовой полости более свободно, он позволяет достаточно широко открыть рот.

Звук е обладает умеренным импедансом, что делает его удобным для формирования верхнего регистра мужских голосов.

Он также способствует достаточно активной атаке звука и показан в случае вялой работы гортани.

 

Гласные и и а — наиболее полярные по своим свойствам и воздействию на голосовой аппарат.

 

Гласный а — наиболее распространённый звук, на котором большинство педагогов начинают воспитывать голос. Таковым он считается в школах Глинки, Варламова, Гарсиа, Ламперти.

Это вероятнее всего можно объяснить наибольшей лёгкостью его образования, наименьшими усилиями голосового аппарата. Это относится и к голосовому затвору, и к нейтральному положению языка, и к свободе губ, рта и нижней челюсти. Звук а образуется при спокойном положении языка, глоточная полость на нём узка, а ротовая широка. Действительно, этот звук наиболее прост и естествен для голосообразования (даже первый звук младенца напоминает звук а).

Он является наиболее громким, и поэтому его образование требует наименьших усилий. На звуке а легче снять самые распространённые ошибки начинающих певцов — лишние напряжения (чрезмерный напор дыхания и зажатость всех отделов голосового аппарата: гортани, артикуляции, челюсти) и выявить лучшие певческие координации в работе голосового аппарата.

Звук а обладает относительно меньшим импедансом по отношению к другим гласным звукам. Поэтому петь открыто на а верхние звуки никогда не рекомендуется. Требуется их округлить, создав больший импеданс и тем самым облегчить работу голосовой щели. Округление придаст звучанию а более объёмный, мясистый характер.

По формантному составу речевой гласный а не содержит высокочастотных обертонов, как и и е, его блеск и близость целиком зависят от работы голосовой щели и организации надскладочной полости гортани. Если гортань вырабатывает много высоких обертонов порядка высокой певческой форманты и выше, а будет иметь блестящий, яркий характер. Если высокие обертоны плохо формируются в гортани, он будет звучать тускло, далеко.

 

Гласный о обладает теми же свойствами, что и а, он округлённый, но звучит более тёмно по тембру и имеет больший импеданс. На ренгенограммах видно расширение глоточной полости и некоторое прикрытие ротового отверстия, что и создаёт указанные выше качества, которые используются для прикрытия звуков верхней части диапазона мужских голосов. Также этот гласный способствует формированию опоры звука для высоких голосов и придаёт тембру тёплую, бархатистую, мясистую окраску.

 

Гласный у — наиболее тёмный по звучанию, наиболее «далёкий»и «матовый». Действительно, его форманты расположены ниже 1000 Гц, и если гортань не добавляет в состав тембра высокочастотных обертонов, далёкое звучание сохраняется.

Гласный у — звук большого импеданса, что позволяет использовать его для прикрытия верхнего регистра мужских голосов. На у голосовой затвор работает на менее плотном смыкании голосовых складок, чем на гласном и, вибрирующая часть голосовых складок наиболее значительна, что придаёт ему несколько гудящий характер.

При пении этого гласного больше, чем на всех других гласных поднимается мягкое нёбо, расширяется ротоглоточная трубка. Звук у хорошо помогает в нахождении грудного резонирования.

Этот гласный показан при работе с детскими голосами, поскольку активизирует вялое мягкое нёбо, губы и голосовые складки, помогает изжить плоское звучание. По этим же причинам он широко применяется в вокально-хоровой практике, т. к. хорошо выравнивает звучание отдельных партий и хора в целом. Вместе с тем, гласный у самый глубокий и «тёмный» гласный, поэтому не применяется при углублённом и глухом общем фоне звучания голоса.

 

Кроме того, в педагогической практике часто используются йотированные гласные, применение которых способствует созданию более собранного, близкого, яркого и высоко позиционного звучания соответствующих простых гласных звуков, а также активизации голосовых складок в момент атаки. При горлении и зажатости эти гласные следует применять осторожно.

При пении йотированных гласных первый звук мгновенно сменяется вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой смены артикуляции с й на основной гласный не искажалось звучание последнего.

 

Для выравнивания гласных рекомендуются упражнения, где удачные, наиболее певческие гласные чередуются с менее удачными. Вначале упражнения даются чаще всего на одной долгой ноте, на которой надо произнести все эти гласные, сохранив единую звуковую «позицию» или место звучания. Систематическая тренировка позволит так артикулировать, чтобы сохранить единообразной работу гортани, а вместе с ней и единый певческий тембр.

 

Практически в начальной работе с учеником следует обязательно проверить звучание всех гласных, а не начинать с той, которая почему-то полюбилась данному педагогу.

 

Согласные звуки делятся на глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в. г, д, ж, з, л, м, н, р). Глухие согласные образуются без участия работы голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха и состоят из одних шумов. Направленность звука (вперёд) является важным свойством, позволяющим певцу в зависимости от поворота головы подавать голос в любом направлении. Особенно велика направленность согласных звуков, содержащих в своём составе большое количество высокочастотных свистящих и шипящих — с, ц, ш, щ, ч. Это важно знать для правильной дикции, которая обеспечивает разборчивость на больших расстояниях.

Звонкие «тоновые» согласные образуются из ротовых шумов и голоса. В них достаточно ясно выражен основной тон (высота звука). При преобладании голоса над шумом возникают сонорные согласные или полугласные (л, м, н, р). Если же шум превалирует над голосом, то образуются остальные звонкие согласные (б, в, г, д, ж, з). В вокальных упражнениях в основном применяются звонкие согласные, т. к. на этих звуках работают голосовые складки и они имеют высоту звучания.

 

Согласные звуки в зависимости от того, какие органы участвуют в их образовании, делятся на губные (б, м, п), язычные (д, л, р,т, ц, ч), нёбные (м, н). По месту образования в ротовой полости согласные бывают заднего (к, г), среднего (х, ш, р) и переднего уклада (все, кроме указанных).

Удерживать мягкое нёбо поднятым и активным помогают согласные к  и г. При произнесении этих согласных значительно сокращаются мышцы мягкого нёба, и оно хорошо поднимается. В то же время, они связаны с напряжением корня языка, следовательно, их применение может ещё больше усугубить имеющийся горловой призвук.

Прекрасным средством стимуляции не только дыхания, но и работы голосовых складок могут служить согласные б , д, р, образуемые при большом сопротивлении артикуляционных органов не только дыхательной, но и звуковой струи. Они же, особенно согласный д, способствуют формированию твёрдой атаки.

 

В нахождении головного резонирования большую помощь могут оказать сонорные согласные л, м, н, р, которые широко применяются в вокальных упражнениях. Кроме того, л активирует кончик языка, тем самым делая его гибким и свободным, способствует собранному звучанию, образованию мягкой атаки; л, м как согласные переднего уклада приближают звук; м, н — нёбные или носовые согласные образуются при опущенном мягком нёбе, усиливают резонирование носовой полости, они не применяются при вялом, малоподвижном мягком нёбе и, особенно при носовом призвуке; р — рокочущий согласный, он хорошо активизирует дыхание и сокращение голосовых складок.

 

Один и тот же гласный меняет своё окончание в зависимости от следующего за ним согласного. При переходе с согласного на гласный установка губ, языка, мягкого нёба для гласного подготавливается уже при звучании предшествующего согласного. А следующий за согласным гласный как бы сохраняет отпечаток артикуляционного уклада предыдущего согласного. Это свойство широко используется в вокально-педагогической практике в фонетическом методе воспитания голоса.

При этом учитываются следующие особенности образования согласных звуков: участие голоса (разногромкость согласных звуков), место образования — уклад (передний, средний, задний), положение артикуляционных органов и степень их напряжения, активизация участвующих органов, напор воздушной и звуковой струи. В каждом отдельном случае, в зависимости от сочетания этих свойств отбирают полезный гласный звук для соединения с последующим гласным.

 

Гласные и согласные образуются одними и теми же органами. Активное произношение согласных вызывает усиленное сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращая её тем самым в резонатор с относительно твёрдыми стенками, отчего увеличивается звонкость гласных в пении. Вот почему чем более чётко произносятся согласные, тем ярче звучит голос.

К списку полезных статей
Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Как нас найти

Отделение вокального искусства расположено во втором корпусе ЛОКИ им. К. Н. Игумнова

Отделение вокального искусства Липецкого областного коллежда искусств им. К. Н. Игумнова

Мы в сети:

VK.Widgets.CommunityMessages("vk_community_messages", 111709691, {disableButtonTooltip: "1"}); $( document ).ready(function() {$(document).keyup(function(e) {if (e.keyCode == 27) {$('.lbox').fadeOut();}});});