Концерт, посвящённый 95-летию Арно Бабаджаняна | Bel canto

nYhovtrH3dY

 

Арно Бабаджанян.

 

Когда слышишь это имя, то в памяти сразу возникают знакомые мелодии. Тут же охватывает волнение и радость наполняет тебя восторгом и трепетом. Талантливый композитор с большим и добрым сердцем. Композитор света и радости. В нём было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты.
Талант и слава были даром Свыше.

 

В 7 лет Арно оказался в г руппе одарённых детей при Ереванской консерватории, в 9 написал пионерский марш, а в 12 получил I премию на конкурсе молодых музыкантов. Признание пришло, когда ему не было и 30-ти лет…
Арно Бабаджанян получил профессиональное образование как пианист и как композитор, а фортепианной игре обучался у выдающегося педагога Константина Николаевича Игумнова.
Известный композитор Эмиль Гилельс говорил: «Хорошо, что Арно занялся композицией, потому что, если бы играл на рояле, был бы большим конкурентом для нас.»

 

Однажды Арно Арутюнович написал для одного из конкурсов им. П. И. Чайковского в качестве обязательного произведения Поэму для фортепиано. Конкурсанты и талантливые молодые пианисты из разных стран мира спотыкались на виртуозных пассажах. На банкете, устроенном после окончания конкурса, к Арно Арутюновичу подошли жертвы его сочинения.
— Маэстро, а как Вы сами исполняете Поэму?
Вопрос был с явным подтекстом, мол написать то можно всё, а вот сыграть…
Бабаджанян сел за рояль и блистательно исполнил своё произведение. В пианизме его было очень много от Рахманинова.

 

И всё-таки душа его цвела мелодией. У его песен ярко выраженный мелодический характер. Его произведения не просто красивы, они чувственны. Весёлость их зажигательна, а грусть пронзительна. Возможно песни то и сбили его с истинного пути — они стали для него искушением.
Но и в песнях он оставался композитором масштабным. Когда он исполнял их на рояле, из под его рук звучал целый оркестр.

 

Поклонники, обожавшие его красивую жизнеутверждающую музыку, не знали, что автор в течение 30-ти лет боролся со смертельной болезнью. Рак крови…
Чувство юмора, жизнерадостность, оптимизм всегда очень помогали ему и в жизни, и в работе. Говорили, что Арно Арутюнович всё время торопился, писал одну песню за другой, как бы осознавая, что у него какой-то определённый срок.
Однажды, когда в очередной раз он лёг в клинику, случился важный концерт, должна была звучать «Героическая баллада». Композитор очень просил врача отпустить его, но тот категорически отказал. И тогда его супруга Тереза буквально похитила мужа из клиники и отвезла в концертный зал.
Успех был просто ОШЕЛОМИТЕЛЬНЫЙ. Зрители несколько раз вызывали Бабаджаняна на поклон. На следующий день в больнице его состояние значительно улучшилось.
Нежная и преданная любовь Терезы Сократовны была самым большим подарком судьбы. Одарённый музыкант, незаурядная личность, женщина с большим сердцем, она оставила свою карьеру, чтобы полностью посвятить себя мужу. Тереза чувствовала, что её миссия — это Арно.

 

В 1965 году весь Советский Союз всколыхнул новый шлягер. Его моментально подхватили все советские курорты, он приобрёл сумасшедшую популярность. Гром грянул, когда газета «Советская культура» решила узнать у своих читателей, какую песню они считают лучшей. Люди единогласно проголосовали за неё. По этому поводу собрали секцию песни при Союзе композиторов.
За огромным прямоугольным столом председательствовал Тихон Хренников, рядом с ним сидел Блантер, а за спиной туда-сюда ходил Богословский. Арно сидел понурив голову с опущенными вниз кулаками.
Блантер сказал: «Что-то в советской песне в последнее время слишком много коронованных особ развелось!»
Но обиднее всех высказался Богословский:
— Для меня, — сказал он, — есть два Бабаджаняна: один пишет серьёзную музыку, и я его уважаю, а другой — эстрадные песни, и я его не уважаю.
После этих слов Бабаджанян вскинулся:
— А я знаю композиторов, которые красиво говорят, но некрасиво пишут.
Вобщем, дал сдачи.
Всё это произошло из-за замечательной песни Ароно Бабаджаняна «Королева красоты».

 

От всех житейских неприятностей композитор уходил в музыку — жить без неё не мог. Армен Джигарханян, друживший с Арно, вспоминал, что однажды спросил его: «Как у тебя такие прекрасные мелодии рождаются? Откуда ты их берёшь?»
Бабаджанян ответил: «Я их слышу.»
Ни одна из его песен не родилась просто так, без определённого повода. По словам Бабаджаняна едва ли не каждая из них — своеобразный репортаж о том или ином жизненном впечатлении.
Вот, как к примеру, появилась песня «Позови меня»: «Однажды молодой моряк прислал мне письмо и стихи. В письме рассказывалась грустная история о том, что любимая девушка покинула его. Он горячо просил меня написать песню на сочинённые им стихи, потому что наивно верил, что только так он сумеет вернуть любовь этой девушки.
Я согрешил лишь тем, что не использовал этих стихов. Они показались мне куда менее поэтичными, чем само письмо. Но вот стихи Роберта Рождественского очень точно отвечали этой неувядаемой теме. Моряку же я написал, что песня «Позови меня» посвящается его чистой любви.»

 

У Арно был редкий дар — он умудрялся, услышав популярную тему, и взяв какие-то стилистические элементы, переплавить их в золото собственной мелодии. Так, настроив слух на твист Андриано Челентано «Двадцать четыре тысячи поцелуев», написал свой твист — «Лучший город земли».

Судьба свела их, когда композитору было 40, а восходящей звезде советской эстрады Муслиму Магомаеву всего 19 лет. В то время не существовало межнациональных противоречий. Творческая и человеческая дружба двух выдающихся представителей армянского и азербайджанского народов была тому подтверждением.
Арно называл Муслима лучшим исполнителем своих песен. Он вспоминал: «Как известно, песня состоит из 3-х компонентов: композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима по праву можно назвать соавтором композитора и поэта.
Приведу простой пример с песней «Свадьба». Она была мной написана для нового сатирического спектакля «Понедельник — день тяжёлый». Мы с Робертом Рождественским показали её Муслиму. Услышав её он сазал, что эта песня должна быть решена в ином ключе. Она должна быть звонкой и лихой, такой, какой все её знают сегодня.»

 

Недостатки — это продолжение наших достоинств. Темперамент Арно, его спешка в самовыражении граничили с тем, что можно назвать сочинительской жадностью, и при этом, он словно обкрадывал себя, опережая события. Поэтому он утопил немало хороших своих песен и, едва родившись, они оставались за бортом популярности. Такая же судьба не миновала песню «В нежданный час». Ей дала подножку песня «Не спеши». Даже «Чёртову колесу» Арно не дал раскрутиться в полную меру, и тут же выдал песню «Свадьба».
Но в 1973 году в Токио на Всемирном конкурсе песни за «Чёртово колесо» Бабаджанян получил первую премию и даже обошёл главного соперника француза, самого Френсиса Лейя. Своеи мелодии с ярко изысканной гармонией композитор наделяет современным звучанием.

«Самая любимая мелодия та, которую я ещё не создал», — говорил Арно Бабаджанян. Ноктюрн для фортепиано с оркестром стал его лебединой песней. Это музыка, которую не возможно слушать спокойно.
Иосиф Давыдович Кобзон вспоминает, что услышав это произведение, много раз просил разрешения написать стихи, чтобы можно было его исполнить. На что Арно Арутюнович отвечал: «Это я для себя сочинил. Я люблю сам играть. Когда меня не будет, делайте, что хотите.»
 

Так получилось, что после смерти Арно Иосиф Давыдович обратился с такой инициативой к Роберту Рождественскому, и тот уже написал стихи. Так это произведение стало песней.

 

Арно Бабаджанян ушёл 11 ноября 1983 года, но остался с нами в своих симфонических и камерных произведениях, в своих песнях. Через год после его смерти Роберт Рождественский написал стихи, которые звучат сегодня, как завещание композитора.

 

Вы не верьте в мою немоту,
Даже если я вдруг упаду,
Даже если уйду, то не в землю уйду,
Я не в землю, а в песню уйду.
Будут яблони осень встречать,
И посыплются звезды в траву.
И пока на земле будут песни звучать,
В каждой песне я вновь оживу.
Я открою глаза и очнусь,
Гляну в небо и вновь улыбнусь.
Вздохом ветра вернусь,
Хрустом снега вернусь,
Эхом ласковой песни вернусь.
И обрушится дождь голубой,
Будут листья дрожать на ветру
И пока на земле существует любовь,
Не умру я, друзья, не умру.
Пусть в долину помчатся ручьи,
Пусть очнутся в садах соловьи.
Я люблю эту жизнь, и все песни свои
Я пишу ради этой любви.
Вы не верьте в мою немоту,
Даже если я вдруг упаду,
Даже если уйду, я не в землю уйду,
Я не в землю, а в песню уйду.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Комментариев нет

Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

* *

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Ждём Вас у нас в гостях!

ital

Подпишитесь на наши новости и вы всегда будете в курсе последних новостей отделения:

Отделение вокального искусства
Липецкого областного коллежда искусств
им. К. Н. Игумнова

Мы в сети