Сайт вокального отделения Липецкого областного колледжа искусств им. К. Н. Игумнова

Как сохранить свой певческий голос

Специализированные правила техники безопасности для лиц голосоречевых профессий

Значение режима и соблюдения общегигиенических правил.

 

Певец сам является музыкальным инструментом. Голос звучит хорошо только тогда, когда человек здоров. Певческая деятельность и процесс обучения пению связаны с большой тратой нервно-мышечной энергии и, как всякий труд, требуют норм работы и отдыха и их правильного распределения во времени.

 

Особенно важно это для певца, у которого не только творческие возможности, но и звучание голоса определяются состоянием организма. Для того, чтобы певческие успехи были наилучшими, необходимо соблюдать рациональный жизненный и профессиональный режим и выполнять определённые гигиенические правила.

Режим

 

Режим должен быть построен так, чтобы нервная система не подвергалась неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению и получала возможность полного восстановления, так как сильные психические переживания могут привести к полной потере речевой и певческой функции. Если ученик перед уроком или накануне поволновался, расстроился или провёл бессонную ночь, то достигнутое на прошлом уроке может быть потеряно.

 

Мышечная система тесно связана с нервной, и мышечная активность зависит от тонуса нервной системы. С другой стороны, умеренная работа мышц оказывает тонизирующее влияние на нервную систему. Общая мышечная активность непосредственно воздействует на тонус мускулатуры гортани. Состояние внутренних органов заметно отражается на работе голосового аппарата. Следовательно, общегигиенический режим должен включать определённый распорядок отдыха, труда, питания, физических движений и т. д.

 

Сон

 

 

Сон, достаточный для восстановления энергии нервных клеток, должен длиться 7-8 (в молодом возрасте — 9) часов в сутки. За 1-2 часа до сна необходимо отказаться от деятельности, требующей большого сосредоточения или волнения. На ночь не следует употреблять возбуждающих напитков (кофе, крепкий чай и т. д.) и острой пищи. Чистота воздуха и его температура имеют большое значение для полноценного отдыха во время сна.

 

Питание

 

 

Питание должно быть регулярным, калорийным, разнообразным и не обильным. Следует избегать острых, излишне горячих или слишком холодных блюд. Горячее обжигает слизистую оболочку, в результате чего нарушается нормальное функционирование рта и глотки, которые легко подвергаются воспалительным процессам. Холодные блюда могут вызвать простудные заболевания.

 

Умеренная физическая нагрузка

 

 

Умеренная физическая нагрузка является мощным стимулом для тонизирования организма. Лёгкая, без больших физических напряжений зарядка (15-20 минут) способствует минимальной закалке и тонизированию организма в начале дня. Помимоежедневной зарядки желательны прогулки (1-2 часа) на свежем воздухе или занятия видами спорта, активно воздействующими на весь организм (за исключением видов спорта с резким запиранием дыхания).

 

Закаливание организма и соблюдение гигиенических правил, связанных с ним, необходимо для каждого человека и, особенно для людей, занимающихся вокалом. Чтобы не болеть простудными заболеваниями следует: по возможности не контактировать с больными, стремиться к высокому тонусу и сопротивляемости организма болезням.

 

Профессиональная гигиена

 

Злоупотребления голосом постепенно приводят к повреждению голосового аппарата, которое может принимать форму раздражения, дающего о себе знать постоянной болью в горле или охриплостью голоса, что, в свою очередь, может привести к полному или частичному ларингиту (воспалению гортани). Соблюдение голосового режима и забота о голосовом аппарате, не допускающая его переутомления, — задача первостепенной важности:

  • голос вокалиста может утомляться не только при пении, но и при разговоре (крике, смехе);
  • громкие разговоры на улице при неблагоприятных атмосферных условиях более всего располагают к простудным заболеваниям;
  • самостоятельное и чрезмерное пение неопытных певцов без педагогического контроля может привести к непоправимым последствиям, переутомив голос и нарушив функции голосового аппарата;
  • особенно вредны пробы высоких нот;
  • пение в нездоровом (физически или психологически) состоянии, в состоянии усталости или вялости организма разрушающим образом действует на голосовой аппарат, провоцирует нарушения и заболевания голоса.

 

Уход за слизистыми оболочками

 

Уход за слизистыми оболочками имеет большое значение для здоровья голосового аппарата. Сухость, как и излишнее отделение слизи, отрицательно сказывается на звучании голоса. Состояния слизистой оболочки имеют огромное влияние на внутренние певческие ощущения. Изменение состояния слизистых оболочек от урока к уроку дезориентирует и сильно сбивает ученика. Для безопасной и плодотворной работы необходимо полное избавление от воспалительных состояний.

 

Для того, чтобы слизистые оболочки были устойчивы к воздействию неблагоприятных факторов, следует выполнять следующие гигиенические правила:

  • дышать по возможности носом;
  • меньше бывать в сухих и запылённых помещениях;
  • избегать простудных заболеваний;
  • исключить прём раздражающих продуктов.

 

Гигиена голосового аппарата

 

Большое значение для здоровья голосового аппарата имеет выполнение общеизвестных правил:

  • избегать смен температуры и не выходить сразу после занятий на улицу;
  • при сильном морозе прикрывать рот шарфом и дышать через него;
  • не петь в период декретных дней.

 

Норма певческой нагрузки

 

 

  1. Никогда нельзя заставлять голос работать в полную силу после длительного молчания;
  2. Уроки с начинающими обязательно нужно строить в режиме чередования пения и отдыха. Оптимальным режимом для начинающих являются ежедневные занятия по 20 минут утром и во второй половине дня. После 10-15 минут непрерывного пения резко повышается утомляемость голосового аппарата.
  3. Для работы над голосом предпочтительнее утренние часы (при условии выполнения учеником общегигиенических правил);
  4. Обычный порядок урока — упражнения, вокализы, художественные произведения с текстом. В зависимости от степени продвинутости ученика, схема несколько видоизменяется: начинающий певец — упражнения и (может быть) вокализ; продвинутый ученик — упражнения 10-15 минут, вокализы и произведения (основное время урока).

 

Хорошая работоспособность на уроке

 

Хорошей работоспособности на уроке способствуют следующие моменты:

  • ученик должен быть здоровым, отдохнувшим, с неутомлённым голосовым аппаратом;
  • урок должен быть всегда интересен;
  • показ педагога или хорошее пение другого ученика мобилизует выполнение заданий и повышает работоспособность;
  • атмосфера («настроние в классе») должна быть радостная, приятная;
  • необходимо исключить отвлекающие или раздражающие моменты, повышающие утомляемость;
  • класс должен быть чистый, проветренный, не жаркий и не холодный, уютный и без лишних предметов.

 

Общая и профессиональная гигиена органов фонации

 

Гигиена органов дыхания

 

При пении вдох осуществляется одновременно ртом и носом, а иногда в основном ртом, что вызвано необходимостью и является особенным отклонением от правил гигиены дыхания. Такое дыхание требует особых условий окружающей среды:

  • воздух не должен быть влажным или сухим, холодным, запылённым или загрязнённым микроорганизмами;
  • оптимальный климат в помещении при пении должен соответствовать следующим параметрам: температура — 18-20 градусов С; относительная влажность  — 30-60% (следует избегать крайних значений); скорость движения воздуха — не более 0,1-0.2 м/с; концентрация углекислого газа — не более 0,08-0,1%; объём воздуха на одного человека — 10-15 м³.

При удлинённом выдохе уровень углекислого газа в крови поющего достигает 5-7%  (при норме 4%), что может привести к возникновению ацидоза (сдвиг кислотно-щелочного равновесия в организме в сторону относительного увеличения количества анионов кислот). Чтобы избежать этого, помимо соблюдения норм окружающей среды при интенсивных репетициях рекомендуется соблюдать режим питания — «щелочной рацион«:

  • ограничить употребление мясных и рыбных продуктов, яиц, сахара, круп, хлеба и мучных изделий;
  • употреблять больше овощей, фруктов, ягод, молока и кисломолочных продуктов.

Если данные требования не соблюдаются, может возникнуть явление кислородной недостаточности. что отрицательно сказывается не только на качестве исполнения, но и на состоянии организма в целом.

 

Затруднение функций дыхания может быть вызвано внешними причинами — ношение тесной одежды, корсетов, галстуков и т. д. и внутренними — патологические состояния бронхов и трахеи.

 

Предупреждение заболеваний верхних дыхательных путей

 

 

Для предупреждения заболеваний верхних дыхательных путей необходимо:

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • тренировать физическую выносливость и устойчивость организма к заболеваниям при помощи физических упражнений и закаливания.

Большое значение для здоровья органов дыхания имеет целесообразность режима дыхания во время пения.

Желая получить более качественную фонацию и стремясь достичь большой силы голоса, некоторые певцы прибегают к практике повышенного подскладочного давления за счёт чрезмерной активности брюшных и грудных мышц. Постоянные глубокие вдохи ухудшают эластичность лёгочной ткани, растягивают альвеолы и ведут к развитию эмфиземы лёгких. Исследования показывают, что при пении относительно небольшое количество воздуха (1000 — 1500 мл.) позволяет обеспечить 15-20 сек. выдоха. В среднем, количество воздуха при фонационном вдохе не должно превышать физиологическую норму вдоха при спокойном дыхании больше, чем на 200 см³.

 

Гигиена слуха при фонации

 

Слуховой анализатор человека служит не только для получения информации извне, но и для регулирования работы собственного голосового аппарата по принципу обратной связи. Развитие слуха — один из важнейших компонентов становления и совершенствования речевого и вокального голоса. Слуховой анализатор певцов и музыкантов обладает рядом особенностей, обусловленных их деятельностью:

  • повышенная разрешающая способность слуховой системы к восприятию звуковой информации;
  • низкие абсолютный и дифференцированный порог восприятия звука («музыкальный слух»).

Точность звукоразличения в большой степени зависит от тренировки, звуковысотного интервала и тембровых особенностей звуков.

 

Сохранение и улучшение слуха

 

Гигиенические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение слуха, приобретают особое значение в связи с важностью слуховых функций для музыкантов и певцов. Гигиена слуха — это система мер, направленных на охрану слуха и создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора.

Следует:

  • избегать длительного воздействия шума, которое может привести к нарушениям слуха (повышению порога слышимости, снижению костной и воздушной проводимости) и оказать неспецифическое действие, вызывая различные отклонения в деятельности центральной нервной системы, эндокринной системы, вегетативных функций;
  • фоновый шум не должен превышать 40дБ;
  • во время концертов и репетиций нельзя включать шумовые агрегаты;
  • через каждые 1,5 — 3 часа работы необходимо делать перерыв (находиться в тишине) 10-15 минут;
  • избегать переохлаждения, контакта с токсическими и химическими веществами, назначения снижающих слух лекарственных препаратов;
  • соблюдать правила личной гигиены, оберегать слух от чрезмерно сильных звуков и вибраций, так как они вызывают акустические травмы (потерю эластичности барабанной перепонки, её разрыв, смещение слуховых косточек);
  • вокалистам следует 2 — 3 раза в год проходить профилактические осмотры у врачей отоларингологов.

 

Профилактика инфекционных заболеваний органов голосообразования

 

Одной из основных причин возникновения нарушений функции голосового аппарата являются инфекционные заболевания дыхательных путей. Насморки или риниты (воспаление слизистой оболочки носа) и гаймориты (воспаление слизистой оболочки верхнечелюстной пазухи) затрудняют дыхание, изменяют акустические свойства голоса и вырабатывают неверные слуховые и мышечные стереотипы. Кроме того, хронический насморк может стать причиной разнообразных осложнений, в том числе и инфекционных ларингитов.

Можно ли выступать при насморке? — В каждом отдельном случае решается индивидуально (в зависимости от характера болезни и обстоятельств), но проводить занятия в нездоровом состоянии категорически ЗАПРЕЩЕНО! Подобная практика может не только нарушить процесс развития голоса и привести к приобретению (и закреплению) неправильных мышечно-слуховых координаций, но и пагубно сказаться на здоровье голосового аппарата в целом.

Необходимо:

  • оградить себя от общения с больными людьми;
  • в период эпидемии гриппа избегать общественных мест, транспорта;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • принимать профилактические средства.

Помимо проведения процедур закаливания рекомендуется:

  • избегать переохлаждения тела, в частности, при переходе из жаркого помещения на холод, особенно после интенсивных движений или пения;
  • не рекомендуется быстро ходить в холодные дни (особенно после пения), так как учащённое и более глубокое дыхание при быстрой ходьбе не успевает достаточно прогреваться за счёт скорости и объёма вдоха;
  • разговоры на холодном воздухе (особенно после пения) следует исключить, так как холодный воздух попадает через рот в разгорячённый голосовой аппарат, вызывая его резкое переохлаждение;
  • нежелательны выступления на открытом воздухе в холодные или ненастные дни;
  • следует категорически исключить любые занятия пением при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей;
  • во время пения, по возможности, стараться вдыхать воздух через нос;
  • перед началом пения следует дать организму 15 — 20 минут на адаптацию к температуре, в котором будут проходить занятия или выступление;
  • необходимо контролировать температуру, влажность и степень запылённости рабочего помещения.

 

Профилактика профессиональных нарушений голоса

 

Основной причиной почти всех профессиональных нарушений функций голосового аппарата является нарушение правил гигиены голоса и неправильное пользование им:

  • систематическое перенапряжение голоса в процессе профессиональной деятельности;
  • перенапряжение голоса (срыв) при непрерывной деятельности без отдыха или резких и громких криках;
  • неумелое пользование фонационным дыханием;
  • чрезмерное модулирование высотой и силой звука;
  • использование при пении несвойственной для данного голоса тесситуры (высокой или низкой);
  • неправильная артикуляция.

Все причины приводят к возникновению перенапряжения голосового аппарата, вызывают переутомление мышц, растяжение и воспаление связок. Помимо неправильной профессиональной эксплуатации голоса к его нарушениям могут привести неблагоприятные условия труда и внешней среды, общее состояние организма (психическое и физическое), несоблюдение гигиены голоса.

 

Гигиена занятий

 

 

  • правильное определение певческого голоса, выявление его естественного тембра и рабочего диапазона;
  • не злоупотреблять верхними нотами и пением в несвойственной голосу тесситуре;
  • исключить форсировку голоса, которая нарушает нормальную функцию голосового аппарата, вызывает перенапряжение и переутомление, а сверхсильное напряжение может привести к разрыву кровеносных сосудов в голосовой складке и кровоизлиянию.

Если это произошло, необходимо соблюдать полное молчание в течение 2 — 3 дней. При невыполнении восстановительных мероприятий может возникнуть вторичное кровоизлияние и развитие узелков на голосовых складках.

Чтобы избежать постоянного перенапряжения голосового аппарата, следует, помимо правильного определения качества голоса:

  • распределять нагрузку при выступлениях и занятиях;
  • начинающие вокалисты утомляются особенно быстро и первые занятия должны проводиться строго в соответствии с рекомендациями вокальной методики (20 минут с 5 — 10 минутным перерывом);
  • при первых признаках утомления (физического или психического) занятия следует прекратить;
  • по мере развития выносливости занятия удлиняются до 30 — 45 минут с 2 — 3 перерывами по 5 — 10 минут;
  • индивидуальные занятия с детьми на первом году обучения (в любом случае) не должны превышать 30 минут.

Качество голоса во многом зависит от настроения и общего состояния организма.

Необходимо соблюдать режим дня:

  • продолжительность отдыха (сна) взрослого певца должно составлять 7 часов, детей младшего школьного возраста — 10 — 11 часов, среднего и старшего — 8 — 10 часов;
  • заниматься можно начинать не раньше, чем через 1 — 1,5 часа после пробуждения;
  • питание должно быть четырёхразовым, пищу следует принимать за 2 — 3 часа до занятий и в умеренных количествах;
  • на голодный желудок петь вредно;
  • при длительных выступлениях в перерыве необходимо съесть лёгкую пищу (салат, бутерброд и т. д.);
  • напитки не должны быть ни горячими, ни холодными;
  • употребление газированных напитков перед пением стоит исключить;
  • особенно вредны для голосового аппарата пряности, острые приправы, табак и алкоголь.

 

Гигиена голосового аппарата при выступлениях

 

 

Особую опасность для работы голосового аппарата во время выступления представляет волнение. Обычно у исполнителей с хорошей вокальной техникой оно менее выражено, однако полностью не исключено. Концертная деятельность требует особых гигиенических условий, обеспечивающих нормальное функционирование органов голосообразования:

  • на концерт следует выносить только хорошо выученные, «впетые» произведения, не включающие крайних нот диапазона и технических приёмов, выполнение которых не доведено до автоматизма;
  • желательно до вынесения на концертную сцену исполнить репертуарное произведение перед родителями, учениками класса и т. д.;
  • перед выступлением необходимо сконцентрировать внимание на эмоционально-художественной стороне произведения, не ставя задачи технического совершенствования или новые задачи по технике работы с аудиторией;
  • положительное влияние оказывает атмосфера праздника, в создании которой могут помочь правильно поставленные задачи выступления (поздравить с праздником аудиторию, поднять настроение зрителей и т. п.);
  • особое внимание (заблаговременное обсуждение) концертным костюмам, традиция чаепития после концертов и т. д.
  • непосредственно перед началом концерта следует избегать неприятных встреч и разговоров, предупреждений о возможных ошибках и напоминаний о «слабых местах», так как плохое настроение или ощущение тревоги за возможные промахи и осуждение педагога или близких людей значительно снизит качество исполнения, заставляя перенапрягать голосовой аппарат с целью исправления звучания и может повредить его здоровье;
  • следует провести хотя бы одну репетицию на сцене, на которой предстоит выступать; найти место наиболее благоприятного акустического звучания голоса, походить по сцене, «изучить обстановку»;
  • перед выходом на сцену мысленно повторить произведение, сделать 2 — 3 упражнения, успокаивающих нервную систему и, по возможности, создать благоприятные условия выступления (доброжелательный зритель, присутствие родных, новое красивое платье и т. д.);
  • после выхода на сцену нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей, делая глубокие вздохи через нос, которые одновременно успокаивают нервную систему и позволяют ощутить активность мышц зёва, глотки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, прибавляя уверенности и сосредотачивая внимание на голосовом аппарате; принять удобную и красивую позу;
  • не рекомендуется вставать близко к роялю, облокачиваться на него корпусом или руками — это ограничивает движения и вырабатывает условный рефлекс, который при изменении обстановки может вызвать дополнительную неуверенность и негативно сказаться на качестве выступления. Расположение в глубине сцены снижает звучность голоса, провоцируя форсирование, и нарушает контакт со зрителем;
  • категорически запрещается принимать перед выступлением успокоительные средства, которые не только тормозят все нервно-психические процессы, но и снижают активность и послушность всех мышечных систем. В этих условиях для достижения привычного звучания голоса и вокально-исполнительского уровня потребуется увеличение нервной и мышечной активности, более жёсткий контроль за вокальной и исполнительской деятельностью и напряжение всего организма, что неизбежно приводит к переутомлению и созданию отрицательных стереотипов.

Всё это поможет исключить непредвиденные реакции психики на непривычную обстановку, отвлекающие внимание от вокально-исполнительских задач.

 

Факторы негативного влияния:

 

  • утомление нервной системы (падение работоспособности, вялость, вызванные повышенной интенсивностью деятельности двигательных нервных центров; состояние сильного эмоционального возбуждения);
  • мышечное утомление, вызванное перегрузкой (в том числе и голосового аппарата), неправильной или статической работой, максимальными нагрузками, отсутствием навыков расслабления, скованностью и т. д.

Анализ основных причин нарушений голоса, вызывающих функциональные и физиологические нарушения голосового аппарата позволяет разделить их на:

  • биологические — конституционные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания;
  • профессиональные — стаж работы, длительность и интенсивность голосовой нагрузки;
  • бытовые — семейное положение, состав семьи, жизненные условия;
  • психологические — конфликтные ситуации (бытовые и профессиональные), психоэмоциональные и характерологические особенности личности.

 

Неправильное пользование голосом:

  • систематическое перенапряжение в процессе голосовой деятельности;
  • перенапряжение голоса (срыв) при непрерывной деятельности без отдыха;
  • неумелое пользование фонационным дыханием;
  • чрезмерное модулирование высотой звука;
  • использование несвойственной голосу тесситуры;
  • неправильная артикуляция.

Факторы, связанные со спецификой профессиональной деятельности:

  • частое нервно-эмоциональное напряжение;
  • повышенная интенсивность фонового шума;
  • плохая акустика;
  • перепады температуры;
  • повышенная запылённость (сухость, влажность) воздуха.

Факторы, не связанные с профессиональной деятельностью:

  • общее переутомление организма;
  • острые и хронические заболевания дыхательных путей;
  • употребление табака и алкоголя;
  • наличие воспалительных процессов в организме;
  • психогенные, травмирующие ситуации, стрессы;
  • неврозы и другие болезненные явления, вызывающие нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга, нарушение подвижности нервных процессов;
  • не выполнение правил гигиены голоса.

 

Автор статьи: кандидат педагогических наук Барвинская Е. М.

К списку полезных статей
1 комментарий
Елена
Февраль 21, 2018 в 9:52 дп

Блестяще написанная статья!
Огромное спасибо автору!

Ответить

Добавить комментарий

*
*

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Как нас найти

Отделение вокального искусства расположено во втором корпусе ЛОКИ им. К. Н. Игумнова

Отделение вокального искусства Липецкого областного коллежда искусств им. К. Н. Игумнова

Мы в сети: